Суббота, 19.01.2019, 15:50
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Погода
Переводчик
Выгузова Лидия Васильевна
педагог-организатор
учитель физики

 

Классный час «Моя малая Родина»

Цели:

 1.Расширение и углубление знаний учащихся об истории родного села.

2. Воспитание чувства любви и гордости за свою малую Родину.

Задачи:

  1. Научить ребят видеть и ощущать красоту родного края.
  2. Воспитывать уважение к нравственному опыту представителей старшего поколения.
  3. Формировать потребность в сохранении исторических и культурных памятников родного села.
  4. Развивать интерес к чтению документально-исторической литературы, работать с документами школьного музея.

Форма проведения:

Час общения.

Дорогие ребята! Этот классный час у нас сегодня не совсем обычный т.к. на занятии у нас присутствуют гости – это Юрасова Галина Анатольевна, интереснейший, творческий человек, которая  более 35 лет проработала в больнице медсестрой.

 И говорить мы будем о нашей малой родине, о нашем с вами селе, которое называется Багаряк.

№1

Вы родились в стране, которая называется Россией. Вы – россияне! Россия – огромная страна. Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера до Черного и Азовского морей на юге. Есть в России высокие горы, полноводные реки, глубокие озера, густые леса и бескрайние степи. Есть и маленькие речушки, светлые березовые рощи, солнечные полянки, болота и поля. Мы гордимся нашей великой Родиной, ее природой.

Богата земля наша: реки и горы, плодородные нивы и густые леса, бесценные богатства: нефть, газ, уголь, руды. Но славна она, прежде всего, не своими размерами не богатствами, скрытыми в недрах, а своими людьми: Сильными, смелыми и талантливыми.

№2

У каждого из нас есть своя малая Родина – тот уголок, где вы родились, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом.

В сердце каждого человека, будь он рабочий, космонавт, знаменитый учёный или великий писатель, живут воспоминания о малой родине, том маленьком кусочке земли, где прошло его детство, где покоится прах его предков, где знаком каждый дом, каждый куст сирени и черёмухи в палисаднике, каждая злая собака, от которой приходилось стремглав уносить ноги, каждая лавочка, где под звёздным небом признавались в любви. 

Словом, малая Родина у каждого своя!

№3

Родина – подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев И все, что мы делаем доброго, прибавляет сил ему. Но всякое дерево имеет корни. Корни питают дерево, связывают его с землей. Корни – это то, чем мы жили вчера, гол назад, сто , тысячу лет назад. Это наша история. Это наши деды и прадеды. Это их дела, молчаливо живущие рядом с нами. Народ, не имеющий таких глубоких корней – бедный народ. Родина – это очень много.

Родина начинается с того, что ты вдруг понимаешь: Россия не проживёт без тебя, а ты не проживёшь без неё. Она нужна тебе, а ты нужен ей – вот и весь секрет. И никакая другая страна её не заменит, потому что Россия тебе родная, а все остальные – чужбина, пусть даже и самая распрекрасная, с вечнозелёными пальмами и разноцветными орхидеями. Там ты не нужен, там проживут и без тебя, а вот здесь, где твоя Родина – тебя всегда ждут, понимают и любят. 
Родина – это земля, государство, где человек рождается. 
 

№4

Слово «Родина» произошло от древнего слова «Род», которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством (Родня)

 

(Предлагается назвать как можно больше слов с корнем «род».
(Варианты: родить, родители, родич, родня, родственники, родословная, народ, народность, родник, родной и др.)
РОДИТЕЛИ – отец и мать, у которых рождаются дети. 
РОДИЧ – родственник, член рода.
РОДНЯ – родственники.
РОДОСЛОВНАЯ – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её
РОДИНА – это и Отечество, страна, и место рождения человека.
НАРОД – нация, жители страны.
 

№5

Почти каждое слово дорого и близко нашему сердцу и обозначает начало всему живому на земле: семье, отечеству, ручейку, морю. Моя семья, мой дом с этого начинается малая родина. 
Не зря же о Родине сложено много пословиц. Я вам предлагаю из разрозненных слов составить пословицу.

  • Родина – мать,      Родине служить.
  • Жить- ,          умей за неё постоять.
  • Человек без Родины,         там и пригодится.
  • Где кто родится,               что соловей без песни.

Правильные ответы:

  • Родина – мать, умей за неё постоять.
  • Жить- Родине служить.      
  • Человек без Родины, что соловей без песни.
  • Где кто родится, там и пригодится.

             

№6, 7

Мы с вами живем в селе Багаряк.

А что мы о нем знаем?

 

Выступление учащихся

  • Красное место на плавильной речке русские присмотрели давно. Багаряк – старейшее село на Южном Урале, которое появилось за полвека до Челябинска. Как свидетельствует указная память в Тобольской приказной палате об основании Багарякской слободы, это произошло 31 октября 1688 года.

 

  • «Память» - это особая инструкция, выданная по указу царевны Софьи, разрешающая устройство слободы. «Память» получили драгуны Шадринской слободы Ивашка Кузнец с сыном Данилкой и Катайского острога крестьянин Понкратка Жданов. Имена не случайные – накануне основателями села была составлена подробная челобитная на эти земли

 

  • Новые слободчики были людьми расторопными и толковыми. Наверняка заручились поддержкой башкир-катайцев – знали, что места здесь не столь уж безлюдны, как казалось на первый взгляд. Еще с середины XVII века по Синаре и Багаряку стали селиться бежавшие из Прикамья башкиры, чуваши, марийцы, мещеряки. Были желающие сменить место жительства и в русских уездах: Тобольском, Тюменском, Верхотурском.

 

  • Начать жизнь с чистого листа помогла… медная печать, которую выдали слободчикам. Она узаконивала право приглашать крестьян на постоянное поселение, оформлять прописку жителей и таможенные сборы. Кроме того, жители новой слободы на три года освобождались от уплаты податей. Взамен должны были отстроить укрепления, церковь, нести ответственность за сбор оброка, вести наблюдение «за ворами». Часть крестьян, естественно, записали в казаки…

 

  • Надо сказать, что слободчики выбрали все же противоречивое место. С одной стороны, это был живописный край с плодородными землями, озерами, богатыми рыбой, лесами, где можно успешно промышлять зверя. С другой, Багарякская слобода находилась в зоне военных набегов, а потому раскинуться «просто так» не получалось.

 

  • Острожный характер Багаряка был неизбежен. На высоком берегу реки возвели деревянную крепость с рублеными стенами и башнями, установили две пушки. Была и большая проезжая четырехугольная башня с чердаком для караула в степь. Также «в систему оборонительных укреплений включались различные постройки: амбары, избы, церковь со звоном, земляные валы, рогатки, надолбы и окружающие рвы».

 

№8

Времена сплетаются – и не всегда в красивый узор. Прошлое Багаряка заброшено в настоящем. Современные путешественники часто употребляют слово «мрачный», в том числе и полуразрушенному храму Вознесения Господня. 

Его добротные стены, почти метровой толщины, не выдерживают испытания временем. Большие кирпичные своды медленно осыпаются; часть окон в храме заложена, что только усиливает сгустившийся мрак. Сквозь проломы видны еще фрагменты сохранившихся росписей. Специалисты говорят, что храм восстановлению практически не подлежит. Хотя история показывает, что для людей сообща невозможного мало. Сейчас наша церковь начинает понемногу восстанавливаться. И в ее восстановлении принимают участие наши сельские  жители. Может кто-то из вас или ваши родители уже принимали участие в субботниках, которые проводятся регулярно. УВ ней даже уже прошло несколько служб.

 

№9

Как все начиналось 
         В острожной Багарякской слободе во времена Екатерины Великой было два деревянных храма. Один из них в 1797 году снесли «за ветхостью» - как-никак уже целый век прослужил. А второй сгорел в декабре 1817 года – вместе с ним превратились в пепел многие ценные вещи, а также богатый церковный архив. 
       Новую каменную церковь заложили спустя год после пожара. Трехпрестольный храм с колокольней в три яруса «о семи колоколах по ряду» строилась быстро. Уже осенью 1819 года прошли первые богослужения. Церковь обустраивали всем миром, и на это ушло несколько десятилетий. Только иконостас в главном храме «потянул» на 12 тысяч рублей – значительные деньги по меркам середины XIX века. Храм несколько раз перестраивали, словно доводя до совершенства. Поэтому последний, северный придел был освещен только в 1899 году. 

Вокруг храма разместились два деревянных дома для священников, деревянный дом-квартира для просвирни, деревянное здание церковно-приходской школы. Как и в других селах, храм стал центром духовной жизни села. Из прихожан избирался церковный староста и церковный совет, которые следили за нравственным воспитанием людей и вместе со священниками укрепляли в вере.

 

От Багаряка, где в силу переплетения различных национальных культур, трудно, да и не нужно, требовать «единства веры». Рудименты языческих представлений, народные традиции в укладе – все это вещи естественные. 
Например, в следующий после Троицы Духов день никто в Багаряке не копал землю – ее считали «именинницей» и не пытались тревожить. На день святых мучеников Флора и Лавра приходился праздник скота – соответственно, в этот день лошадей не запрягали. Верили и в «мелких бесов» - например, в банника, который в бане грохочет тазами и шуршит сухими березовыми вениками. С позапрошлого века идет традиция с большим усердием проводить родительскую субботу, да и на похоронах сохранился обычай причитать в голос над телом умершего.

 

Реальность редко бывает благосклонной к истории. К Багаряку это имеет самое прямое отношение. В селе сохранилось более 150 исторических зданий, и многие из них повторяют судьбу Вознесенской церкви. 
Вокруг нее с середины XIX века жизнь бурлила по-настоящему. Село стало административным центром Багарякской волости. Зимой через село вереницей проходили обозы с товарами – челябинские, каслинские, кыштымские купцы везли товары на знаменитую Ирбитскую ярмарку. Свой «торжок» с прилавками и навесами появился и на церковной площади. Вокруг нее по периметру стали расти купеческие дома. Затем появятся и земские здания, первым из которых стало начальное училище.

 

Характер и значимость села, естественно, определялись «степенью зажиточности». Еще с екатерининских времен своеобразным мерилом являлось наличие каменных публичных зданий, о чем даже был подписан царский указ. Поэтому выстроить в Багаряке каменную земскую управу было, как говорится, делом статусным.
      Сказано – сделано, и на берегу реки появился двухэтажный «административный особняк», с одной стороны выходивший окнами на Вознесенскую площадь, а с другой – на реку. Багарякцы не стали «мудрствовать лукаво» и выполнили фасады здания в скромной, даже простодушной манере, ограничившись оконными «бровками» и венчающими карнизами. 

  Как пишут исследователи, это лишило здание представительности и монументальности. Зато все было функционально. Рядом с управой располагались складские помещения, конюшня, а на краю оврага примостилась одноэтажная пожарная каланча.

№10

О торговом достатке Багаряка свидетельствуют величественные двухэтажные руины из красного кирпича. До революции это здание принадлежало государственному Крестьянскому банку (как и сегодня, банки могли позволить себе строительную роскошь).
      В советские годы здесь размещался клуб – причем, размещался с большим комфортом: не каждый провинциальный город мог похвастаться таким зданием. К сожалению, в наши пореформенные годы клуб сгорел подчистую – осталась только кирпичная кладка.

№11

Еще нельзя сказать об одном человеке, судьба которого тесно связана с Багаряком – Смородинцеве Александре Ивановиче. Хотя поначалу судьба не предвещала никакого «багарякского поворота». Александр Иванович Смородинцев окончил Пермскую духовную семинарию в числе лучших и уже готовился стать священником, как вдруг… После болезни, которая на всю жизнь оставила ему хромоту, Смородинцев решил связать свою судьбу с медициной. Он уехал в Петербург, где окончил Императорскую Медико-хирургическую академию, затем служил военным врачом в пехотном Калужском полку и, наконец, после отставки вернулся в родной Екатеринбургский уезд.

 В 1885 году его назначили земским врачом Багарякского участка. Почти тридцать лет – лучших лет – своей жизни он проведет на берегах красной реки.

  Главным детищем доктора Смородинцева станет удивительный по красоте больничный комплекс, расположенный на высоком косогоре среди соснового бора и работающий до сих пор.

№12,13

Наша земля богата талантами. Это родина родителей Бажова Павла Ивановича ( недалеко от Багаряка на озере Шаблиш была деревенька Бажино). Это родина публицистов Владимира Олешко и Геннадия Базуева, написавшего книгу «Заложники», Виктора Равнушкина, посвятившего Багаряку и Ю.Конево свои стихи и поэмы, журналиста и поэта Лидии Хаминой.
А в селе у нас живут замечательные люди. На нашей встрече присутствует Юрасова Галина Анатольевна. У Галины Анатольевны вышла книга со стихами о родном крае, о нашей природе.

И сейчас мы  предоставляем ей слово.

(выступление Юрасовой Г.А.)

 

Учащиеся читают стихи местных поэтов.

 

Наш классный час подошёл к концу. 
Россия, Родина, малая родина. Такие до боли родные слова.
Жизнь разбрасывает людей во многие уголки Земли.
Но где-бы мы ни были, ваш родной край всегда будет для нас тем светлым огоньком, который будет своим ярким светом звать нас в родные края.
Историю своей страны и своего рода должен знать любой уважающий себя человек, любой гражданин России. 
Испытывай гордость за людей, прославляющих твою страну
Гордись тем, что ты- гражданин великой многонациональной России! 

 

 

 

 

 


 

 

.

 

 
 

 

Сценарий осеннего бала ( 5-11 класс)

 

Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Поиск
Календарь
«  Январь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Сети
Фото
Статистика

Copyright MyCorp © 2019